Особенности смазочных средств для холодильных компрессоров
08.11.2018Смазки необходимы в холодильных компрессорах, поскольку их использование способствует уменьшению трения и шума, обеспечивает герметичность соединений, что препятствует протечкам и коррозии. Смазочные средства выполняют сразу несколько функций:
- снижение трения между деталями;
- уменьшение износа движущихся деталей. Это достигается за счет того, что масло покрывает поверхность детали, защищая ее от контакта с другой деталью;
- отвод тепла от контактирующих деталей.
Роль смазочного материала велика, потому от правильного выбора масла зависит эффективность и надежность работы механизма.
При использовании неподходящего материала перечисленные функции будут выполняться неправильно. Потому масляная прослойка не обеспечит надежную защиту деталей от износа; будет нарушена герметичность соединений, что приведет к протечкам; теплоотдача будет недостаточной. Неправильно подобранное к хладагенту масло может стать причиной попадания смазочного материала в охлаждающую систему. Потому выбору оптимальной смазки на этапе проектирования изделия уделяется много внимания.
Преимущества синтетических масел
Поскольку минеральные масла обладают рядом недостатков, были специально разработаны синтетические материалы с необходимыми свойствами. В частности, синтетические масла стали альтернативой тем материалам, которые частично смешивались с хладагентами R-22 и R-502. После появления хладагентов без хлора продолжили работать над созданием новых синтетических масел, поскольку бесхлорные вещества крайне мало смешивались с минеральными смазками.
Изготавливается синтетическое масло путем соединения отдельных компонентов на молекулярном уровне в присутствии катализатора. Минеральное же масло — это продукт дистилляции нефти. Синтетические смазки лишены тех недостатков, которые присутствуют у минеральных: частичная смешиваемость с хладагентами, осаждение парафина, вступление в реакцию с эластомерами. Также смазочные средства на синтетической основе обладают хорошей тепловой стабильностью, смазываемостью и вязкостью в смеси с хладагентами.
Синтетические масла способствуют более легкому пуску компрессоров за счет своей высокой вязкости. При этом такие смазки остаются достаточно вязкими как при низких температурах, так и при нормальных. Потому они всегда обеспечивают герметичность соединений.
В числе наиболее популярных синтетических смазочных средств находятся такие:
- полиальфаолефины;
- полиалкилены;
- эфиры многоатомного спирта;
- алкилбензолы.
Полиальфаолефиновые смазки
Полиальфаолефиновые смазки применяют в агрегатах с хладагентами R-12 и R-114. Смешиваясь с данными веществами, полиальфаолефины сохраняют высокую вязкость, потому помогают заметно повысить КПД устройств.
Полиалкилены нашли свое применение в автомобильных холодильных установках, куда заливают R-134a. Они обладают высокой смазываемостью и застывают при более низких температурах, чем минеральные аналоги. Важным преимуществом полиалкиленов является то, что они совершенно не воздействуют на эластичные уплотнители. Минеральные же смазки способны растворять эластомеры, что приводит к протеканию систем.
Эфиры многоатомного спирта были первыми смазочными материалами, которые применялись в сочетании с фторуглеводородными хладагентами (R-134a и R-32).
Алкинбензоловые смазки по своей молекулярной структуре схожи с парафиновыми маслами. По сравнению с другими синтетическими средствами алкинбензолы дешевле и чаще всего используются в сочетании с хладагентами R-22 и R-502. Такие масла обладают более высокой растворимостью и стабильностью, чем минеральные.