Обводнение и загрязнение турбинного масла
04.01.2019Гигроскопичность масла
Гигроскопичностью называют способность вещества поглощать влагу из окружающего пространства. У смазочных материалов это свойство проявляется не очень сильно, однако накопление воды в масле приводит к ускорению его старения.
Осушить масло можно путем его нагревания при сохранении определенной температуры и влажности окружающего воздуха. Если же масло с имеющейся в нем водой охладить, образуется эмульсия, представляющая собой мелкие капельки воды в объеме масла.
Способность поглощать воду становится выше, если в масле появляются кислоты и продукты окисления. Потому чтобы смазочный материал было легче обезвоживать, его необходимо очищать и не допускать его окисления.
Эмульгируемость масла
Работа паровых турбин очень часто сопровождается попаданием влаги в масло. Если это крупные включения, то они опускаются на дно бака, откуда могут быть легко удалены. Но намного хуже, когда вода создает с маслом устойчивую эмульсию. Это грозит такими последствиями:
- эмульсия имеет более высокую вязкость, что приводит к снижению текучести масла и нарушению режима смазки подшипников;
- смазочный материал теряет свою однородность;
- из-за содержания воды масло быстрее окисляется, металлические детали сильнее поддаются коррозии;
- из масла, содержащего воду, в подшипниках генератора выделяется водород, что может стать причиной пожара.

Если система работает на обводненном масле, это приводит к увеличенному расходу смазочного средства. Слив воды, опускающейся на дно бака, неизменно сопровождается удалением и определенного количества масла.
Несмотря на то, что водно-масляная эмульсия не относится к устойчивым материалам, ее разделение не всегда происходит быстро. Порой этот процесс может занимать несколько часов. Если турбинное масло загрязнено всевозможными примесями, это только ускоряет процесс образования эмульсии и повышает ее устойчивость.
Определить наличие воды в светлом турбинном масле довольно просто. При нормальной температуре обводненное масло становится мутным.
Старение масла
Эксплуатируемое в турбине масло постепенно теряет свое первоначальное состояние. Этот процесс называют старением. Он сопровождается изменением физико-химических свойств жидкости. Основным компонентом масел являются углеводороды. Контактируя с кислородом воздуха, они и способствуют старению масла. Данный процесс ускоряется из-за воздействия воды и нагревания.
В окисленном масле происходят такие изменения:
- повышается вязкость и снижается деэмульгирующая способность;
- образуются продукты окисления, способствующие коррозии металлических деталей;
- образуются смолы, приводящие к потемнению масла.
Неоднократно подтверждено, что если в масле нет кислорода и воды, оно совершенно не подвержено окислению.